Чем играет Ваш малыш?

Мы, взрослые, привычно делим игрушки на те, которыми играются мальчики, и те, которыми играются девочки. А что, как Ваша дочь любит играть машинками, а сын в восторге от кукол? Не пугайтесь! Это нормально. Но будьте внимательны к играм ваших малышей: они могут многое рассказать ...

Игра для ребенка такая же естественная, как еда, сон, прогулки на свежем воздухе. Она помогает ребенку лучше освоиться в новом для нее, нашем, взрослом мире.
Всему свое время, и в игрушки, и в игры ребенок играет по мере того, как формируется его нервная система. Не стоит подгонять ребенка, перепрыгивая с одного этапа развития на другой, все должно проходить поэтапно. Но с другой стороны, старайтесь создавать ребенку среду для развития - обеспечивать игрушками, слегка опережающими его развитие. Таким образом, вы будете создавать условия для движения ребенка вперед в собственном темпе.

От рождения до года. Понятно, что новорожденному малышу игрушки не нужны. Ему нужны любящая мама, грудное молоко, хороший уход. Младенец, которому нет еще и месяца, плохо различает цвета, не владеет своим телом, пугается громких звуков и резких движений. Его первая игрушка - яркий мобиль над кроваткой. Игрушки появляются в окружении ребенка по мере его развития: вот он научился сидеть - значит, в его ручки можно что-то вложить (погремушка), позже он учится играть кубиками, складывать пирамидку. А когда пойдет - тянуть за собой машинку на веревочке.

От года до трех. С каждым днем ​​умение вашего малыша множатся, у него появляются новые навыки, а с ними новые игрушки. Чем больше развивается двигательная активность малыша, тем динамичнее его игрушки. Хотя в этом же возрасте у ребенка должны появиться первые пазлы и конструкторы - ребенок должен учиться доводить начатое дело до конца, сменять нервное напряжение спокойствием. «Тихие» игры нужны для ребенка, так же как и подвижные.

От трех до шести. Дошкольники не только подвижные, но и очень любознательные. В этом возрасте на ура проходят разнообразные игрушки на пультах управления. Благодаря транспорту на батарейках ребенок расширяет свои представления о возможности движения, учится управлять им, осваивает и закрепляет свои знания в области «право-лево», «быстрее-медленнее», «сильнее-слабее». Малыш учится ориентироваться в пространстве. Не теряют актуальности и настольные игры. Пазлы, конструкторы становятся более сложными. Ребенок начинает играть в сюжетно-ролевые игры. Наиболее популярные - «дочки-матери», «семья», «магазин», «школа». Это очень важный этап развития! Благодаря сюжетно-ролевым играм ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, особенность детской психики такая, что для того, чтобы научиться чему-либо, понять полученную информацию, перевести новые знания и впечатления в умения и навыки, ребенку нужно их еще раз проиграть в игре. Поэтому дети и играют в мам и пап, водителей и медсестер, учителей и учеников ... Им очень важно справиться с тем количеством информации, которое они получают каждый день. И единственный доступный им пока способ это сделать - игра.

Игра не только учит ребенка азам коммуникации. Благодаря ей малыш может выплеснуть и накопленные негативные эмоции. Для того чтобы понять, что тревожит ребенка, и в целом - есть ли у него повод для обид, присмотритесь к тому, во что он играет.

Если сюжетно-ролевые игры, в которые играет Ваш ребенок, агрессивные (он отрывает головы куклам, ломает построенные им же здания, наказывает плюшевых мишек), есть повод задуматься: не слишком ли вы строги с ребенком. Не имея возможности выразить свое несогласие словами, ребенок в игре выплескивает стресс и негативные переживания. Подойдите к маленькому агрессору, сядьте рядом и попробуйте принять участие в его жестоких играх. Спросите, за что он наказывает игрушки, что плохого они сделали, не больно ли им. Узнайте, кто из героев игры - сам малыш. Возможно, весь его гнев направлен на самого себя. И он - тот самый мишка, которого поставил в угол. Поняв это, придумайте с малышом сказку, которая обязательно заканчивается хэппи-эндом, и проиграйте ее несколько раз.

Присмотритесь к сути любимой игры ребенка. Например, Вам может казаться, что малыш не видит Ваших с мужем ссор, а в игре его кукла «почему-то» спорит с плюшевым мишкой и «почему-то» Вашими любимыми фразами. Снова-таки подключайтесь к игре, и пытайтесь привести все к счастливому знаменателю, скажите, что хоть игрушки и спорят между собой, они все равно любят друг друга, как и Вы с папой - ссоритесь, но любите. Кстати, это и Вам знак, что ребенок все видит и слышит.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра отличается от игры-имитации. Они очень похожи: ребенок использует какие-то игрушки, игра имеет фабулу, сюжет. Но в игре-имитации ребенок не участвует сам, не присваивает себе или другим какие-либо роли. Он просто играет. Водит машинкой по полу, например, выдает соответствующие звуки, но не более. Малыш не ассоциирует себя ни с машинкой, ни с ее водителем.

Мы давно уже разделили все игрушки на игрушки для девочек и игрушки для мальчиков. Но что делать, если ребенок не вписывается в правила? Как вообще реагировать на подобное поведение? Прежде всего, успокойтесь. Ребенок не делает ничего криминального. Игры не «по половым признакам» говорят вовсе не о задатках будущей сексуальной ориентации, а о том, что мальчику интересная тема семьи. Он примеряет на себя роль отца, каким станет через много лет. Если Вы начнете запрещать, интерес только закрепится, ибо смысл запрета ребенку непонятен. Зато малыш четко запомнит, что все, что связано с темой семьи и детей, это плохо. Бывает, что и девочки играют в войнушки. Это говорит о том, что девочка учится работать с агрессией, понимать свою силу. Спросите дочь, во что она играет, доиграйте вместе с ней ее игру, а потом предложите другую забаву. Очень важно научиться переключать внимание ребенка. Поверьте, детям все интересно и они охотно включаются в любые игры.

Старайтесь принимать участие в играх ребенка, так Вы всегда будете знать, что у него на душе, что действительно беспокоит вашего малыша и чем он сейчас живет.

P.S. 5 фактов о кукле
1.
Древнейшей куклой считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории современной Чехии. Ее возраст - 30-35 тыс. лет.
2. В Древнем Риме кукла называлась «рира», что переводится как «девочка».
3. Впервые как игрушка, созданная промышленным путем, кукла появилась в XIII веке и она была деревянной.
4. Важным этапом стало появление восковой куклы в XVII веке, в Италии. Их делали из пчелиного воска.
5. В XVIII веке в Германии был открыт секрет фарфора, что стало началом появления фарфоровой куклы.

 

Hosting Ukraine